Подробно: Энтони Дорр "Весь невидимый нам свет"

04
May ' 15

Подробно: Энтони Дорр "Весь невидимый нам свет"

“Весь невидимый нам свет” действительно стоит полученной им Пулитцеровской премии-2015. Возьмите “Книжного вора” Маркуса Зусака, добавьте “Воздушных змеев” Ромена Гари, подкиньте внимания к деталям и немного технических подробностей про радио - и прочтите две истории: немецкого солдата и слепой французской девушки. Вокруг них бушует Вторая мировая война - что же с ними будет?

Просто закрыть глаза не значит и в малой степени понять, что такое слепота. Под вашим миром небес, лиц и зданий есть более древний мир, где внешние поверхности исчезают и звуки рыбьими косяками плывут в воздухе. Мари-Лора на чердаке, высоко над улицей, слышит, как шуршит камыш на болоте в трех километрах от города. Как американцы в полях направляют орудия на дымящийся Сен-Мало. Как в подвалах, где семьи сидят у керосиновых ламп, всхлипывают дети, как вороны прыгают по грудам кирпича и мухи садятся на мертвые тела, как дрожит тамариск, трещат сойки и пылает трава на дюнах. Она чувствует исполинский гранитный кулак, на котором стоит Сен-Мало, и океан, набегающий с четырех сторон, и внешние острова под вечным натиском прилива. Слышит, как коровы пьют из каменных поилок и дельфины выпрыгивают из зеленой воды Ла-Манша, как в пяти лье от берега песок заносит скелеты мертвых китов, чей костный мозг столетиями служит пищей целым колониям организмов, которые проживут жизнь, не увидев и одного фотона солнечного света. Как в гроте улитки ползут по мокрым камням.

Замечательна композиция романа: Дорр ныряет из одного временного пласта в другой, из жизни одного персонажа в жизнь другого - причем делает это настолько мастерски, что читателю не нужно напрягаться и каждый раз с усилием осознавать, о каком именно периоде и герое идет речь. Сам автор говорит, что процесс написания книги его одновременно увлекал и раздражал: 187 глав, каждая из которых отличается от предыдущей либо рассказчиком, либо временем истории - по словам писателя, он будто собирал огромный паззл. При этом в произведении всего три точки, три капельки соприкосновения двух сюжетных линий - однако они не разрывают повествование напополам, а гармонично звучат вместе.

В интервью Дорр говорит, что идея романа пришла к нему в 2004 году во время путешествия на поезде по дороге с туннелями: напротив него сидел мужчина, и когда телефон из-за помех потерял сигнал, тот начал ломать устройство в приступе ярости. Тогда писатель начал обдумывать, какое на самом деле странное явление - радиоволны и как напомнить об этом читателям. Ведь в 1920-х и 1930-х гг., например, услышать у себя дома голос человека из другой страны было настоящим чудом. 

Мари-Лора воображает электромагнитные волны, которые входят в телефон Мишеля и выходят из него, примерно как описывал Этьен, только с тех пор их стало в тысячу, а то и в миллион раз больше. Потоки эсэмэсок, реки мобильных разговоров, телевизионных программ, электронной почты текут под домами и над домами, проходят между зданиями, между ретрансляторами в тоннелях метро и на фонарных столбах, между антеннами на крышах; реклама супермаркетов и печенья с двухслойной начинкой несется на космическую орбиту и обратно на Землю, десять тысяч «Я по тебе скучаю», пятьдесят тысяч «Я тебя люблю», оскорбления политикам, напоминания о встречах, реклама украшений, реклама кофе, реклама мебели и биржевые сводки летят невидимо над лабиринтом парижских улиц, над полями сражений и солдатскими кладбищами, над Арденнами, над Рейном, над Бельгией и Данией, над тем вечно меняющимся ландшафтом, который мы называем странами. И так ли трудно поверить, что души странствуют теми же путями? Что ее папа, и Этьен, и мадам Манек, и немецкий мальчик по имени Вернер Пфенниг летят в стаях, как цапли, крачки, скворцы? Что караваны душ невидимо проносятся наверху и, если хорошенько прислушаться, их можно услышать? Они летят над крышами, вдоль тротуаров, проходят сквозь твое пальто, рубашку, грудину и легкие и мчат дальше; воздух — библиотека и патефонная пластинка всякой прожитой жизни, всякой прозвучавшей фразы, и в нем по-прежнему отдаются все когда-либо сказанные слова.

Книга Энтони Дорра получила на самом деле не только Пулитцеровскую премию - ее список наград внушает уважение:  

Горячо рекомендую ее всем, кто ценит лаконичный и ясный язык, захватывающий сюжет без чересчур натуралистичных подробностей и пронзительную сладкую горечь на сердце по окончании романа. 

...Однако электромагнитный спектр начинается от ноля и продолжается до бесконечности, так что на самом деле, дети, количественно весь свет — невидимый...

2 комментария

Прочитал эту книгу по вашему совету. Хочу сказать спасибо.
Мне она показалась очень "легковесной", как будто автор касается всего по чуть-чуть. чуть-чуть войны, чуть-чуть подростковых переживаний, чуть-чуть фашистской агитации, чуть-чуть любви, чуть-чуть патриотизма.
И все выглядело немного игрушечным. Сложно, прочитав к примеру, о блокадном Ленинграде, воспринимать по настоящему "ужасы" войны в Сен-Мало или ушедшего в себя Фредерика.
Но все равно написанное очень хорошо читается.
Благодарю вас за рекомендацию.

Да, вы правы, немного опереточно. Но очень цепляет. 

Рада, что вам понравилось!

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите через:

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Введите текст с картинки, чтобы доказать, что вы не робот.