Подробно: сборник "Беспощадная толерантность"

01
May ' 12

Подробно: сборник "Беспощадная толерантность"

"Беспощадная толерантность" - это вторая книга, подготовленная Фондом взаимодействия цивилизаций и российскими фантастами (первая называлась "Антитеррор-2020"). Редактором-составителем сборника стал, как и в прошлый раз, Сергей Чекмаев (lightday). Как ясно из названия, писатели рассуждают на тему «Есть ли предел толерантности?» и составляют различные прогнозы: в первой части - о терпимости по отношению к половым отклонениям, во второй части - о терпимости по отношению к другим культурам. Почему-то вокруг книги поднялась совершенно нездоровая шумиха, которая, на мой взгляд, не соответствует содержанию. Да, авторы кое-где поглумились и порезвились, но, на мой взгляд, не настолько, чтобы угрожать сорвать презентацию.

Ну что, окунемся в мир доведенной до крайности политкорректности? Кирилл Бенедиктов во втором по счету рассказе ("Чудовище") считерил и воспользовался самым очевидным прогнозом. Вообразите себе Россию, в которой законом запрещены некоторые слова, а говорить о себе можно только в среднем роде:

...Нет, Женя, представьте, в Китае люди по-прежнему делят друг друга на мужчин и женщин. И если я вижу, что по улице идет толстяк, то я не говорю - вон идет горизонтально ориентированный индивидуум. А если я вижу слепого на улице, то мне и в голову не придет назвать его инакозрячим. И наркомана там назовут торчком или нарколыгой, но никак не пользователем нетрадиционных лекарственных средств. А главное, Женя, - никто не говорит о себе в среднем роде. Я мужчина, и это классно. Я - не "оно", Женя, не какое-то безликое серое существо. Я - это я, Вадим Юрьевич Лодейников, и про меня следует говорить "он". Третье лицо единственное число. А про вас, милая Женя, нужно говорить - "она", потому что вы девушка, и к тому же чертовски симпатичная девушка.

Следующий рассказ - Дивова. У него опять разыгралась паранойя, и он написал про всемирный заговор, то ли лесбийский, то ли русский, то ли вообще инопланетный. Меня вынесло начало одного абзаца: "Вчера в полдень Джонни Кеслер, жид и пидор, открыл пальбу по бабам. Снайпер херов, он за пять секунд завалил трех и еще двух тяжело ранил". Но Дивов всегда любил попровоцировать и потом посмотреть, что будет. У него, кстати, два рассказа в сборнике: большой, из которого я привела цитату, и миниатюра в самом конце, которую даже сложно назвать фантастической, до того она реалистична.

Большинство писателей обыграли тему толерантности, доведя ее до предела, поэтому было особенно приятно видеть произведения, где авторы постарались быть хоть как-то добрее. (Респект составителю, кстати, рассказы отлично подобраны и грамотно распределены, антиутопии, которых большинство, перемешаны со вполне мирными решениями темы.) "Дом для Чебурашки" Татьяны Томах - один из немногих более или менее светлых рассказов в сборнике. Еще мне очень понравилось ехидство Каганова в "Далекой гейпарадуге", где акцент смещен на физическое явление. Или "Дезертир" Дмитрия Ахметшина, в котором автор подошел к понятию толерантности не в смысле геев и лесбиянок (мы же привыкли слышать о нем именно в таком контексте), а гораздо шире. Зато Тим Скоренко, оговорив, что рассказ не имеет ни малейшего отношения к личной позиции автора, написал смесь слэша с "Заводным апельсином" Берджесса. Вкупе с фашистским колоритом, кстати, вызывает нешуточную оторопь, особенно если учесть тщательно подобранную фактическую подложку, придающую достоверность повествованию. Так что автор очень своеобразно решил тему. (Единственная придирка - в двух местах перепутаны мужские имена. То Макс умирает и в следующем абзаце в его глазах читается боль, то Фриц куда-то уходит, а потом внезапно идет навстречу девушке. Лично у меня произошел сбой алгоритма и я пару минут тупила в текст.)

Меня сильно зацепил рассказ Ольги Дорофеевой "С жемчужными крыльями", потому что в фантастических произведениях аналогия, проведенная с реальностью, неимоверно ясно отражает наш мир и как будто направляет на него прожектор. Причем я до самой развязки не могла понять, что мне напоминает ситуация, описанная в тексте.

...Ему было все равно. Он не хотел, чтобы так получилось. Он не хотел. Он был не против этого дворника и маленькой нелепой дочки, которая всегда таскалась за ним следом. Константину не нравились совсем другие: наглые синие бездельники, которые шлялись по улицам целыми бандами, приставали к девушкам, задирали одиноких прохожих. Те, про которых писали в криминальных сводках; те, которые продавали венерианские наркотики, пускали в оборот поддельные деньги, вытаскивали из сумок и карманов кошельки. Почему все так получилось? Он же не хотел.

В целом сборник, конечно, грустный. Он не отвечает на вопросы, а только ставит их, проектирует возможные пути развития с доведением ситуации до абсурда в некоторых местах. Печальный рассказ Сергея Чекмаева очень ясно это отражает - читаешь и молишься, чтобы в жизни никогда не приходилось так выбирать.

Книга очень показательна в том плане, что практически все фантасты восприняли тему "Беспощадная толерантность" как призыв написать про мир, где права человека на свободу вероисповедания, сексуальной ориентации или модификаций тела доведены до идиотизма. А ведь авторы в какой-то степени являются отражением нашего общества. По-моему, это один из признаков того, что тема стоит действительно остро и людям пора определяться, какой курс выбирать.

Книгу рекомендую читать только крайне терпимым людям с очень здоровым чувством юмора. Иначе баттхерт будет обеспечен - кое-где даже меня господа фантасты умудрились задеть за живое. И... будьте разумны, люди.

60786_6401.jpg

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите через:

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Введите текст с картинки, чтобы доказать, что вы не робот.