Подробно: Яна Франк "Муза, где твои крылья?"

04
Oct ' 13

Подробно: Яна Франк "Муза, где твои крылья?"

Первые две недели сентября были для меня чудовищными. Я сидела дома. Я тупила. Я ничего не делала. Я читала только блоги и комиксы. И еще Башорг. Я читаю его уже 8 лет. Он уже не торт, но я все равно его читаю. Меня тошнило от самой себя, а мир тошнило от меня. Совершенно сартровское ощущение.

Я открыла ЖЖ miumau, на который не так давно подписалась, и вспомнила, что давно поставила в очередь ее книжку "Муза, где твои крылья?". Я начала читать ее.

На первой главе я разрыдалась взахлеб и ревела почти полчаса. Потом я умылась, заварила чаю и с ясной головой села читать дальше.

Тут надо рассказать предысторию. Дело в том, что, переехав полтора года назад в Израиль, я как-то незаметно подсела на копирайтинг с переводами. Сначала это было баловством, пока я ходила на курсы иврита, потом я втянулась, научилась ориентироваться на биржах, получила некоторых постоянных клиентов. Написала серию статей про самостоятельное образование, методичку для сварщиков (рассказать вам про легированные стали?), попереводила разные маркетинговые тексты. Сильно выросла профессионально, научилась оценивать свой труд достаточно высоко - и осознала, что больше всего на свете мне нравится этим заниматься. И что мое хобби - маленький уютненький блог о литературе - занял большое место в моей жизни, и я очень хочу сделать рассказы о книгах своей постоянной работой (написание текстов и переводы тоже вполне подходили).

Но у меня был затык. Он был в том, что мои заработки от фриланса были непостоянными. За работу лингвистом в Москве мне неплохо и регулярно платили - и я к этому привыкла. Копирайтинг сводился к формуле "волка ноги кормят". Сидеть на шее у будущего мужа мне совсем не улыбалось. Я терзалась угрызениями совести: мне ужасно нравилось то, что я делаю, но иногда у меня не было заказов. Я впадала в уныние, плохо спала и ела себя поедом, что вот в этот месяц заработала совсем мало денег. Пыталась найти альтернативные варианты (например, освоить профессию технического писателя), но забрасывала попытки обучения через несколько дней.

В начале сентября эта ситуация меня окончательно подкосила. И если бы не книга Яны Франк, кто знает, что сейчас бы было.

На тех первых страницах я поняла очень важную вещь: мне никто не мешает, кроме меня самой. Меня никто не критикует: мама восторгается рецензиями и прочит большое будущее (мамы - они такие), а будущий муж совершенно спокойно смотрит на нерегулярность заработков, помогает в меру сил и утешает в трудные минуты (за это я ему отдельно благодарна).

Тут я еще вдобавок осознала, что бесцельно протратила две драгоценные недели, немедленно на себя разозлись, через секунду себя простила, подумав о том, что могла так протратить не две недели, а всю жизнь.

На второй день внимательного изучения книги у меня был готов список дел для совершения первого шага. На третий - я встала с постели со знакомым ощущением газировки вместо крови. На четвертый - мне подвернулась ужасно интересная работа, на которой готовы регулярно платить мне денег (про нее я еще напишу отдельно). Дочитала "Музу" я только через неделю - раньше времени не было.

А вот теперь я готова рассказать о книге Яны Франк более содержательно. Она незаменима для тех людей, которые по тем или иным причинам забросили творчество, которое приносило им столько счастья. Сама Яна - художник, но ее руководство подходит не только для дизайнеров, например, но и для музыкантов, журналистов, создателей всякого хэндмейда - одним словом, для всех, кто имеет дело с вдохновением. Больше всего "Муза" напомнила мне такого коуча (это особый вид психологов-тренеров), который стоит у тебя над душой и въедливо догрызается до каждой мелочи: а почему у тебя это не получается? А ты думал о том, что тебе мешает? А отчего ты так боишься? При этом книга не выдает пинка напрямую: "давай, делай, ты сможешь, ты лучший" - а просто рассказывает истории, как люди начинали и как у них все получалось. Мотивирует и вдохновляет это гораздо лучше пинков.

Эта книга для людей с очень сложной мечтой. Для тех, кто с самого начала чувствовал или со временем понял, что хотел бы жить творчеством. Для тех, кому мало «небольшого хобби». Кто понял, что его любимое дело - это творчество. И это любимое дело не хочется задвигать в какие-то дальние уголки, а хочется называть своей профессией, своим призванием, самым важным делом в жизни. Отдавать ему лучшее время дня. Не темные усталые вечера, а деловое утро, рабочий день, все силы и мотивацию. Для тех, кто давно мечтает просыпаться по утрам, собираться и отправляться на работу - заниматься творчеством. Продолжать важные творческие проекты, начинать новые, получать за это зарплату. И чтобы все к этому относились как к серьезному делу, к профессии, а не к капризу, глупому увлечению, виду активного отдыха.

Так как "Муза", по сути, является руководством, там есть ненавязчивые вставки разных заданий: подумать об одном или сделать список другого. Чрезвычайно полезные штуки - много новых мыслей появляется. (В каких-то местах я опять злилась, что не догадалась сама, это же очевидно.) Яна подробно проходится по разным аспектам творчества и отношений того, кто творит, с окружающим миром: что может помешать, какие нехорошие звоночки стоит отслеживать, как объяснить людям свое поведение, как реализовать себя, как зарабатывать на сделанном, даже пишет о том, как реагировать на критику. Это некоторые общие правила, которые подходят для разного рода творцов - их просто надо применить к своей сфере деятельности, что достаточно легко.

А еще "Муза" написана очень легким языком. Яна разговаривает с читателем так же, как разговаривает с френдами в ЖЖ (и потом многие истории и рассуждения я встречала, закопавшись на пару лет назад в ее блог). Это чрезвычайно симпатично: с одной стороны, тебя тащат вперед, с другой - идут рядом, держа за руку. Яна щедро делится информацией, какими-то полезными хинтами, найденными за годы творчества, пишет о своих источниках вдохновения. С последним мне повезло - в мире такое количество отличных книг, о которых рассказываешь с горящими глазами, что читать мне не перечитать. И я рада, что впереди еще столько вкусного.

"Муза, где твои крылья?" - это великолепная помощь для тех, кто сдался, опустил руки (щупальца? лапы?) и насилует себя неинтересной работой. Для тех, кто не решается даже подумать о том, что хобби может стать полноценным и приносящим деньги занятием. Для тех, кто как раз переживает творческий кризис.

Всем спасибо за внимание. Это был псто моей храбрости.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, войдите через:

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Введите текст с картинки, чтобы доказать, что вы не робот.